Уччелло


Уччелло
, Паоло (Uccello, Paolo), наст. имя Паоло Дони 1397, Флоренция — 1475, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. С 1407 обучался в мастерской скульптора Л. Гиберти. В 1415 был принят в цех живописцев. В 1425—1430 работал в Венеции, участвовал в создании мозаик фасада базилики Сан Марко (не сохранилась). В 1431—1445 получил во Флоренции ряд крупных заказов, связанных с украшением собора Санта Мария дель Фьоре. В 1445—1446 работал в Падуе, куда, по сведениям источников, был вызван своим земляком и другом Донателло, дабы помочь последнему в работе над конной статуей Гаттамелаты. В Падуе выполнил фресковый цикл Гиганты в Каза Виталиани (не сохранился). В 1446—1465 работал во Флоренции. В 1465—1468 работал в Урбино над серией композиций Чудо с остией для пределлы алтаря церкви Корпус Домини. Уччелло принадлежал к поколению новаторов и экспериментаторов флорентийского Раннего Возрождения. Своеобразие творческого облика Уччелло выразилось в восприимчивости к самым разнородным тенденциям современной ему художественной жизни — от тяготения к монументальности, лаконизму и мощи изобразительного языка до увлечения деталями изображаемого события, мотивами современной художнику жизни, от экспериментов в области перспективы до элементов готической стилизации и вкуса к сказочности. Дошедшее до нас живописное наследие Уччелло относится, за исключением выполненного в технике фрески т. н. Табернакля Липпи и Мачо (1416, Флоренция, галерея Уффици), к периоду творческой зрелости, который может быть разделен на два основных этапа. Первый, охватывающий 1430—1440-е, включает главным образом монументальные работы: росписи двора Кьостро Верде (История Адама и Евы, ок. 1430; История Ноя, ок. 1446—1448, обе — Флоренция, монастырь Санта Мария Новелла), фреску Кондотьер Джованни Акуто (1436, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре), фресковый цикл История святых (ок. 1440, Флоренция, церковь Сан Миньято, монастырский двор) и работы монументально-декоративного плана — два витража (1443) и роспись циферблата церковных часов (1443, обе — Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре). Фрески Уччелло выполнены в достаточно распространенной во Флоренции этого времени технике "терраверде" (зеленой земли). Лепка фигур оттенками зеленого тона создает сильный пластический эффект, подчеркнутый введением темно-красного фона, уподобляет их скульптурным изваяниям; этот эффект усиливается работой крупными, обобщенными массами, выдающими влияние живописи Мазаччо. В то же время в самой ранней из монументальных росписей Уччелло — История Адама и Евы — есть обращение к мотивам и стилистике Гиберти (Создание Адама) и Мазолино (Грехопадение). Наибольшей силы экспрессии Уччелло достигает в Истории Ноя. Новаторские устремления Уччелло проявились и в 8-метровой фресковой композиции Кондотьер Джованни Акуто, изображающей конный памятник наемному флорентийскому полководцу англичанину Джону Хауквуду, предвосхитивший стилистику конных статуй XV в. По-видимому, в 1430—1440-е Уччелло много экспериментировал в области перспективы: в частности, в полуразрушенной фреске Рождество из госпиталя Сан Мартино алла Скала (ок. 1446, Флоренция, галерея Уффици) он попытался передать эффект бинокулярного зрения при помощи перспективного сокращения с двумя точками схода. С сер. 1450-х ориентация творчества Уччелло существенно меняется. Работая теперь преимущественно в области станковой живописи, он создает тип станковой картины, сугубо светской и по назначению, и по сюжету, опираясь на опыт решения светской тематики в искусстве Северной Европы, у Пизанелло, флорентийских мастеров росписей свадебных сундуков — кассони. Отсюда новая стилистика этих картин: сохраняя вкус к обобщенной, укрупненной трактовке форм, увлечение перспективными построениями и ракурсами, он вносит в них множество живых, выразительных подробностей, оттенок сказочности или рыцарской романтики, элементы условности и стилизации, красочной зрелищности. Эта стилистика в равной степени свойственна его картинам, связанным с религиозной тематикой (два варианта Битвы св. Георгия с драконом (ок. 1456, Лондон, Нац. галерея; ок. 1456—1460, Париж, Музей Жакмар-Андре) и написанным на сугубо светские темы (Охота, ок. 1460, Оксфорд, Музей Ашмолеан). Кульминацией творчества Уччелло этого периода является триптих Битва при Сан Романо, написанный в 1456 для дворца Медичи во Флоренции, ныне разрозненный (Флоренция, галерея Уффици; Париж, Лувр; Лондон, Нац. галерея), в котором победоносное сражение флорентийцев с миланскими войсками приобретает облик красочного рыцарского турнира. С именем Уччелло связывают также несколько станковых профильных портретов (Маттео Оливетти, ок. 1433—1434, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Микеле Оливетти, ок. 1433—1434, Нью-Йорк, собрание Ротшильда; Женский портрет, ок. 1456, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Лит.: Boeck W. Paolo Uccello. Berlin, 1939; Pope-Hennesy J. Paolo Uccello. London, 1950; Sindona E. Paolo Uccello. Milano, 1957; Berti L. Paolo Uccello. Milano, 1964; Rlaitano E., Tongiorgi Tomasi L. L’opera completa di Paolo Uccello. Milano, 1971.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Уччелло" в других словарях:

  • УЧЧЕЛЛО — (Uccello) (настоящее имя ди Доно) Паоло (1397 1475), итальянский живописец Раннего Возрождения. Жизненность наблюдений, пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочностью, наивностью образов ( Битва при Сан Романо , 1450 е года) …   Современная энциклопедия

  • Уччелло — (Паоло Uccello, 1397 1475), собственно Паоло ди Доно итальянский (флорент.) живописец, сначала золотых дел мастер и ученикЛоренцо Гиберти, помогавший ему при исполнении знаменитых дверейфлорентийского баптистерия, изучавший потом перспективу под… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Уччелло — (Uccello)         (собственно ди Доно, di Dono) Паоло (1397, Флоренция, – 10.12.1475, там же), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы (См. Флорентийская школа) кватроченто. Испытал влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л …   Большая советская энциклопедия

  • Уччелло — (uccello) Паоло (настоящее имя Паоло ди Донно) (ок. 1397, Флоренция – 1475, там же), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Учился ювелирному делу у Л. Гиберти (1407 14), помогал ему при создании первых бронзовых дверей флорентийского… …   Художественная энциклопедия

  • Уччелло — «Битва при Сан Романо». «Надгробный памятник Джону Хоквуду». Флоренция Св. Георгий с драконом …   Википедия

  • Уччелло П. — «Битва при Сан Романо». «Надгробный памятник Джону Хоквуду». Флоренция Св. Георгий с драконом …   Википедия

  • Уччелло — (Паоло Uccello, 1397 1475) собственно Паоло ди Доно итальянский (флорентийский) живописец, сначала золотых дел мастер и ученик Лоренцо Гиберти, помогавший ему при исполнении знаменитых дверей флорентийского баптистерия, изучавший потом… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Уччелло — УЧЧÉЛЛО (Uccello) (наст. фам. ди Доно, di Dono) Паоло (1397–1475), итал. живописец. Жизненность наблюдений, пытливый науч. интерес к перспективе сочетал со сказочной наивностью образов ( Битва при Сан Романо , 1450 е гг.) …   Биографический словарь

  • Уччелло Паоло —         (Uccello; собственно ди Доно, di Dono) (1397 1475), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Испытал влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л. Гиберти (в мастерской которого обучался).… …   Художественная энциклопедия

  • УЧЧЕЛЛО (Uccello) Паоло — УЧЧЕЛЛО (Uccello) (наст. имя ди Доно di Dono) Паоло (1397 1475), итальянский живописец. Жизненность наблюдений, пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочностью, наивностью образов ( Битва при Сан Романо , 1450 е гг.) …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Итальянская живопись. XV век, Калмыкова Вера. Итальянское Возрождение - одна из самых прекрасных страниц истории мировой культуры. Не было страны, в которой расцвет искусства достиг бы таких масштабов. Архитектура, скульптура, фрески,… Подробнее  Купить за 1653 руб
  • Галерея Уффици, В. Н. Сингаевский. Картинная галерея Уффици во Флоренции - одна из крупнейших в Италии. Она основана в 1575 году на базе коллекций рода Медичи и размещается в здании, построенном для правительственных… Подробнее  Купить за 532 руб
  • Галерея Уффици, В. Н. Сингаевский. Картинная галерея Уффици во Флоренции - одна из крупнейших в Италии. Она основана в 1575 году на базе коллекций рода Медичи и размещается в здании, построенном для правительственных… Подробнее  Купить за 392 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.